Проф. Абдунаби Сатторзода
Проф. Абдунаби Сатторзода
РЕМАРКА К СТАТЬЕ ИЗВЕСТНОГО ТАДЖИКСКОГО ПИСАТЕЛЯ И АНАЛИТИКА - КОДИРИ РУСТАМА
(Facebook, 9 июля 2021 г.)
Кодири Рустам – известный таджикский писатель и аналитик, человек который регулярно следит за социальными, литературными и культурными событиями в стране, в регионе и в мире, и объективно представляет свои наблюдение и мнения в обществе.
Действительно, вторжение (а не «освобождение») талибов в северный Афганистан и их выход на таджикско-узбекскую границу вызывает серьезную озабоченность. В этой связи обеспокоенность Кодири Рустама и его чувство тревоги естественно и понятно. Однако, если «размышлять откровенно», используя интерпретацию автора, мученик Ахмад Шах Масуд, ни в коем случае, не виновен в сложившейся ситуации. Так как он, с начала своей военной карьеры и до конца периода сопротивления, когда он был министром обороны правительства профессора Бурхануддина Раббани, и даже накануне своей смерти, он делал то, что уважаемый писатель считает необходимым. Другими словами, он всегда пытался «убедить сверхдержавы в своей большой политической и военной мощи».
Настоящие убийцы мученика Ахмад Шаха Масуда, как внутри страны, так и за ее пределами, были напуганы именно успехом его последовательной деятельности в этом направлении. Ощутимые результаты его последнего визита в Европу напугали его врагов, которые и осуществили свой давний план, устранили его избрав метод террора.
Мудрость афоризма известного Козьмы Пруткова - «Зри в корень», по сути, заключается в том, что прежде чем оценивать кого-либо или какое-либо событие, мы должны взглянуть на реальность, причины сложившейся ситуации, взглянуть объективно и взвешенно.
Суть дело в том, что ни одна могущественная страна в регионе или мире, ни в прошлом, ни в настоящем, в особенности бывший Советский Союз, и его правопреемница - современная Россия, ни США, ни Китай, ни Пакистан и многие другие страны не желают, чтобы представители таджикской нации представляли политическую власть в Афганистане. Все они, без исключения, опасаются появления новой региональной державы на политической карте современного мира. Они опасаются, что есть реальная возможность создания мощного таджикского государства с населением в 40-50 миллионов человек. Такая возможность существует с незапамятных времен, и появления такого государства станет для них «головной болью», изменит баланс сил в регионе, поднимет вопрос об изменении существующих политических границ и так далее.
Следует упомянуть недавний исторический факт, произошедший в наше время: когда в 1990-х годах возникла необходимость в мирных переговорах между таджиками, одним из главных аргументов высокопоставленных российских и иранских официальных лиц было то, что если гражданская война в Таджикистане продолжится, возникнет опасность сближения таджиков Афганистана и Таджикистана. Тогдашний глава Службы внешней разведки России Е.М. Примаков в своей книге «Годы в большой политике», в отдельном разделе «Пути примирения таджиков (от Ахмад-шаха до Нури)» открыто и откровенно подчеркивает, что «продолжения нестабильной ситуации» в Таджикистане не было ни в интересах России, ни в интересах Ирана, и, что не оставалось другого выбора, кроме как вести переговоры» (Примаков Е.М. «Годы в большой политике». М., 1999. - С.184). По его словам (со слов тогдашнего заместителя министра иностранных дел Ирана г-н Махмуда Воизи), иранская сторона считала, что близость таджикской оппозиции к Северному Альянсу Афганистана, с его лидерами Бурхануддином Раббани и Ахмад Шахом Масудом – таджиками по происхождению, приведет к разделу Афганистана (там же., С. 184-185).
В интервью «Независимой газете» (20 июля 1993 г.) тогдашний первый заместитель министра иностранных дел России А.Л. Адамишин, охарактеризовал объединение северного Афганистана и Таджикистана как давно решенную проблему, осуществление которой чисто технический вопрос, как политическую катастрофу и источник напряженности во всем мире (В. Портников. Адамишин в Средней Азии // Независимая газета, 20 июля 1993 г.). Пытаясь разжечь огонь, корреспондент российской газеты (военного ведомства) «Красная звезда», со слов узбекского генерала Дустума, 4 ноября 1994 года написал, что «В Афганистане есть силы, которые хотят присоединиться к Таджикистану и, тем самым, поддерживают таджикскую оппозицию»». (А. Пельц. Прямой дороги в мир не существует // Красная Звезда, 4 ноября 1994 г.).
Иначе царская Россия и англичане не разделили бы таджикские земли, искусственно, по течению рек Ишкашим и Пяндж: не были бы разделены афганский Бадахшан и таджикский Бадахшан!
Если бы это было не так, советское правительство не способствовало бы свержению таджикского правительства Хабибуллы Гази Кухдомани (Бачаи Сако) в Афганистане в 1929 году!
Если бы это было не так, то Российская Федерация поддержала бы правительство таджиков профессора Бурхануддина Раббани и Ахмада Шаха Масуда, которое в одиночку противостояло Эмирату Талибан и вынуждало к поражению. Г-н Хикмат, бывший посол Афганистана в Таджикистане, во время войны с талибами неоднократно сетовал на то, что Россия не предоставила четыре военного вертолета, хотя афганское правительство заплатило за них заранее!
Если бы это было не так, то некоторые стратегические партнеры Таджикистана и его союзники по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) не установили бы связи с талибами, со своими настоящими врагами и не оказали бы им материальной и военной помощи!
«Сверхдержавы», которые по мнению уважаемого писателя Кодири Рустама, ратуют за лоббирования таджикских лидеров и государственных деятелей в Афганистане, на самом деле, не имели, не имеют и не хотят иметь другой цели, кроме защиты и продвижения своих геополитических интересов. Ни в далеких и близких временах, ни сейчас, их не волнуют проблемы Афганистана и его несчастного народа, им нет дела до Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана. Они строго придерживаются реализации своих геополитических интересов в регионе. В свое время, некоторые из этих стран, особенно США и Пакистан, поддерживали силы сопротивления и помогли талибам вытеснить Советскую Армию из Афганистана. Сегодня, чтобы вынудить Соединенные Штаты покинуть Афганистан, некоторые из «сверхдержав» не только восстановили контакт с талибан, со своими злейшими врагами, но также оказали им материальную и военную помощь. И все это, очевидно, не ради установления мира и безопасности в Афганистане и обеспечения безопасности на границах Центральной Азии, а только для защиты своих геополитических интересов в регионе. Для них, сохраняющаяся нестабильность в регионе Центральной Азии и его границах, является хорошим предлогом для увеличения своего военного присутствия и уменьшения влияния других держав в регионе.
Если бы Соединенные Штаты хотели мира, безопасности и развития демократии в Афганистане после падения режима талибов, то, безусловно, правительство того времени, т.е. правительство проф. Бурхануддина Раббани и Ахмад Шаха Масуда поддержали бы это начинание. Увы, этого не произошло. Напротив, США и их союзники привели к власти своих ставленников, сначала Хамида Карзая (2004, 2009), а затем Ашрафа Гани (2014, 2019), представителей пуштунов, путем повсеместной фальсификации на президентских выборах. На этих, так называемых выборах, настоящим победителем стал д-р Абдулла Абдулла, представлявший таджиков. Последствия неадекватной политики Соединенных Штатов и других региональных и глобальных игроков в Афганистане и племенных правительств последних двух десятилетий, практически создали возможность прихода Талибан к власти во второй раз.
Сегодня, реальная проблема в Афганистане, заключается не в присутствии талибан, как бы парадоксально это не звучало. Настоящей проблемой на протяжении веков были нерешенные этнические и национальные проблемы, от которых зависели решение всех вытекающих проблем, включая «Талибан» и политический хаос, длившиеся более сорока лет.
Отсутствие единства, национального и политического сплочения между народами и национальностями Афганистана, открытая националистическая политика его пуштунских правительств являются основными препятствиями на пути к миру, безопасности и развития в этой стране. В настоящее время Афганистану необходимо построить независимое государство и всеобъемлющее национальное правительство с участием представителей всех его народов и наций, включая таджиков, основные политические, социальные и религиозные силы, интересы которых будут защищены. Однако в нынешней ситуации в Афганистане, с выводом войск США и их союзников и эскалацией атак талибов, чтобы решить эту основную проблему в Афганистане и освободить регион и мир от зла, совершаемого Талибан, ИГИЛ и Аль-Каиды. Необходимо, прежде всего, странам, вовлеченным в афганский конфликт, сблизить свои геополитические интересы. Это сложная задача, но она вполне выполнима. При условии, что эти заинтересованные государства, страны региона и их союзники отойдут от своих временных и конъюнктурных интересов, таких как вынуждение США покинуть Афганистан, Центральную Азию, подальше от своих государственных границ, и поставят свои основные интересы выше конъюнктурных. В противном случае Талибан и их союзники, такие как ИГИЛ и Аль-Каида, доберутся и до их территорий, при необходимости. Ни в коем случае не надо обольщаться обещаниями и заявлениями представителей Талибан, так как история показывает, что талибы не выполняли и не выполнят ни одно из своих обещаний и заверений.
В том, что Талибан и его союзники достигли границ Центральной Азии виноваты и сами страны региона. Потому что ни у одного из правительств центрально-азиатского региона не только не было хорошо обдуманной, взвешенной, конкретной, практической и целенаправленной внешней политики в отношении Афганистана в течение многих лет, но и до сих пор, не разработали единую и согласованную позицию. Их надежда, прошлая и настоящая, заключалась в том, что проблема Талибан и ИГИЛ будут разрешены Соединенными Штатами и НАТО, и что если они этого не сделают, то с этим справятся военная база РФ в Таджикистане и силы ОДКБ. Это говорит о том, что страны Центральной Азии, несмотря на наличия их дипломатических миссий, посольств и консульств в Афганистане, не имеют точного и реального представления об этой соседней стране. Недостаточно иметь государственные, торговые и культурные связи с правительствами Афганистана. Страны региона должны были сделать все возможное за эти годы для решения реальной проблемы афганского народа - достижения национального и политического единства внутри этой страны, сблизить геополитические интересы государств, вовлеченных в конфликт в Афганистане, и так далее.
Таким образом, в нынешней ситуации в Афганистане и в том, что талибы и их союзники оказались вдоль границ Центральной Азии, я не виню мученика Ахмада Шаха Масуда – «Панджшерского Льва». Вся его «вина» в том, что он таджик, представитель таджикской нации, объединения которой страшно опасаются региональные и мировые державы. В этой связи строки Устода Лоика Шерали не случайны:
Тоҷик андар Ватани хеш чаро муттаҳам аст?
Ё хато рафта ба тоҷик таваллуд шуданам?
Подстрочный перевод:
Как так случилось, что таджик виновен у себя на родине?
Может вся ошибка в том, что он родился таджиком?
Комментарии
Отправить комментарий